Но это все в прошлом – с «тяжелым наследием тоталитарного режима» советского прошлого, очевидно, покончено навсегда. Численность работающих на предприятии в результате «успешно проведенных реформ» сократилась вчетверо, и теперь по утрам лишь небольшой людской ручеек, в котором преобладает женская составляющая, с печатью забот на лицах, проходит на территорию некогда знаменитого завода. Один из флагманов советского судостроения разделил участь всей судостроительной отрасли, имевшей многовековую историю, впрочем, как и многих других (станкостроение, радиоэлектроника и т.д.). Особенный разгром отрасль понесла в нашем Хабаровском крае. Из 6 заводов, строивших в советское время боевые корабли и гражданские суда, жизнь пока чуть теплится на двух – Хабаровском судостроительном и ОАО «Амурский судостроительный завод». На обоих мне довелось работать в свое время. Мне больно писать об этом, потому что я не могу забыть слезы свои и собравшихся корабелов, которые пришли проводить в далекий поход мой первый заказ - тральщик «Запал» проекта 288, который мы построили для Египта.
И правильно сделала нынешняя власть, что сменила названия у заводов – было бы позором для названий («Хабаровский судостроительный завод имени 60 –летия СССР» и «Судостроительный завод имени Ленинского комсомола») принадлежать тому, что осталось от былого. Печальна участь и других предприятий. Николаевский–на-Амуре судостроительный завод, выпускавший транспорты для пограничников, десятки сейнеров и траулеров, завод им. С.М. Кирова, строивший кальмароловы, научно-исследовательские и другие суда, разграблены и прекратили свое существование. Давно нет и знаменитых судовых дизелей завода «Дальдизель». Завод им.А.М. Горького, выпускавший судовые механизмы и оборудование, превращается в торговую площадку. Установление нового общественного строя (язык не поворачивается назвать его даже капитализмом), спешное акционирование ведущих оборонных предприятий (в первую очередь!) по совету американских консультантов, приход «высококлассных менеджеров», жажда наживы и т.д. сделали свое черное дело.
Теперь, если зайти на территорию нашего родного завода в городе юности, можно увидеть пустующие цеха, обвалившуюся штукатурку стен, скелеты недостроенных зданий. Залы фабрики –кухни, кормившей тысячи рабочих, отданы под увеселительные учреждения. В затоне ржавеют корпуса спущенных на воду судов, пустуют стапельные места в цехах. Долги завода превысили десятки миллиардов рублей, хронически ощущается нехватка квалифицированных кадров. Стало недоброй традицией переносить сроки сдачи строящихся заказов.
Основное преступление, которое совершили пришедшие к власти в результате вооруженного переворота люди – ликвидация высокопрофессиональных кадров отрасли. Они знали, что делали -именно сплоченные многотысячные трудовые коллективы представляли наибольшую опасность для новой криминальной власти. Месяцами не получая заработной платы, трудящиеся зрелого возраста, обязанные содержать и кормить свои семьи, были вынуждены уйти с завода в поисках стабильного заработка. Завод потерял костяк – рабочих и инженеров в возрасте 25 – 40 лет, прервалась преемственность и связь поколений, некому стало передавать практические навыки и интеллектуальный опыт. А ведь кораблестроитель - это очень специфичная и уникальная профессия! Чтобы стать специалистом в этой отрасли необходимо, как минимум, 10 – 15 лет труда в дружном коллективе, живущем одной целью. Таких особых взаимоотношений поддержки и взаимопонимания нет ни в одной другой отрасли (кроме авиастроения). Построить сложный заказ возможно только коллективным трудом!
Как кораблестроитель, я хорошо понимаю тяжелейшее положение нынешнего руководства предприятия и сочувствую ему. Спущен на воду и отправлен в Приморье на достройку первый корвет. Очень сомневаюсь в необходимости такого досрочного спуска. Скорее всего, заводчан вынудили произвести вывод заказа «по политическим мотивам».Повторяется история с подводной лодкой «Нерпа», которую также отправили недостроенной, и заводпотом затратилгоды и десятки миллионов рублей на отправку оборудования и специалистов на ее достройку. А ведь за это время уже не стало и сдаточной базы – принадлежащий АСЗ завод «Восток» продан ушлыми менеджерами и все оборудование его было разграблено. Теперь приходится брать территорию бывшего своего завода в аренду и везти необходимые станки и материалы из Комсомольска. Это ли не растранжиривание народных средств? И кто за это ответит хоть когда - нибудь?
Спасти положение на заводе (читай - в отрасли) и обеспечить сдачу заказов вовремя в нынешних обстоятельствах может только переход к мобилизационной модели экономики.Необходимо произвести инвентаризацию имеющегося, дойти до каждого специалиста – инженера и рабочего, узнать, в чем они нуждается: дать квартиру, место в детском саду, повысить зарплату до американского уровня,привлечь пенсионеров. Если президент Путин желает, чтобы наш флот был не хуже, чем у потенциального противника, то и платить необходимо, как у них, а не в 10 разменьше. Тогда на завод вернутся специалисты, и потянется молодежь, работающая ныне продавцами и охранниками. Нужно готовить свои кадры, а не завозить их из других регионов за бешеные деньги. Необходимо создать им условия для жизни и работы в две или даже в три смены, если нужно, доставлять их на работу и обратно, как это было при советской власти. Требуется восстановить Министерство судостроения, возродить Амурское предприятие ЭРА, его материально-техническую базу и разогнать посредников – нахлебников типа Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦCC). Вернуть заводу сдаточную базу – завод «Восток»и социальные гарантии амурским корабелам: бесплатное лечение и получение высшего образования, льготные путевки в санатории и пионерские лагеря, базы отдыха. Дать заводу госзаказ на строительство крупной серии сейнеров или траулеров (они так нужны стране!) и за это время стабильной загрузки (а не заказами единичной постройки) провести, наконец, модернизацию производства.
Но нынешнее правительство и правящая партия «Единая Россия» на это никогда не пойдет. Это значило бы для них ущемить интересы олигархов, банков и корпораций. Как сказал один современный сатирик: «Беда нашей страны не в том, что не можем накормить бедных, а в том, что богатые не могут нажраться!». Поэтому всякие обращения к власть придержащим в городе и крае по поводу налаживания работы на одном, отдельно взятом предприятии, считаю бесполезными. От них зависит очень немногое.
Именно поэтому Коммунистическая партия Российской Федерации выражает недоверие правительству Медведева и выступает за его отставку и создания патриотического правительства народного доверия, способного принять, и, главное, реализовать правильные решения для возрождения мощи России. При надвигающейся военной угрозе вопрос обновления флота и всех Вооруженных сил приобретает характер обеспечения безопасности страны и жизни нынешнего и последующих поколений. Пока же на многочисленных совещаниях, конференциях всех уровней и в СМИ идет привычная уже говорильня об инвестициях, обновлениях, инновациях и модернизациях. Только реальных шагов практически не видно. При Советской власти меньше чем за 20 лет создали могучую индустриальную державу, победившую фашизм и за вдвое меньший срок справились с последствиями оккупации на европейской части страны. А нынешняя власть за четверть века только добила экономику страны. Такого не было даже царском самодержавии, а в советское время виновных в этом злодеянии просто бы поставили к стенке за вредительство и разрушение оборонного потенциала.
Что ждет судостроение некогда великой страны, если все останется по-прежнему? Не так давно телевидение показало сюжет о совместных военно-морских маневрах с Китаем. Впереди общей кильватерной колонны кораблей гордо идут два новейших эсминца коммунистического Китая, а за ними влачатся устаревшие, еще советской постройки, корабли свободной демократической России, на которых нашим морякам уже стыдно выходить в море…Судя по всему, правящая в государстве партия «Единая Россия» даже не собирается изменять свою губительную для России экономическую политику. В условиях надвигающейся военной опасности потеря времени становиться невосполнимой, и это чревато для нашей Родины непоправимыми последствиями.