Несанкционированное всплытие
Начну я свой рассказ вот с этой ссылки: http://avtonomka.org/vospominaniya/1069-несанкциониро
Это написал наш КГДУ-1, так как рассказ будут читать не только подводники, поясню, КГДУ-1 - заведующий одним из двух реакторов. Мне приятно что Сережа вспомнил эту историю 30-летней давности, хоть и внес в рассказ массу неточностей. Благодаря ему вспомнил её и я.
То, что погружались с заполнением цистерны быстрого погружения, что командир чуть с койки не слетел, этого не было.
А сейчас я ее расскажу от себя.
Это была моя первая автономка. И пошел я в нее не допущенным зеленантом, дублером. На дублера все смотрят косо. Всем кажется, что он ничего не делает. Ничего не учит. Вахту не несет. Хотя мне приходилось стоять на вахте вместе с прикомандированным командиром группы и вдобавок еще с помощником командира.
Итак. Я сутками не сплю. Изучаю корабль, сдаю зачеты. Раздражаю всех своими глупыми вопросами. Нарушаю периодически привычный автономочный покой. В тот день я выучил систему погружения-всплытия и бодрым шагом шел в центральный пост где в то время нес командирскую вахту наш старпом, Александр Палыч.
Палыч сидел в ЦП задумавшись. Глаза его были закрыты. Вахтенный БИП хотел меня прогнать, чтобы я не нарушал их спокойствия, но было поздно.
- "Ррразрешите сдать очередной вопрос зачетного листа!!!" - разбудил я старпома. Палыч приоткрыл левый глаз.
- "Чё хотел?"
- "Систему погружения-всплытия" - бодро отрапортавал я.
- "Вот это что?" спросил Палыч.
Я внимательно изучил его приоткрытый глаз пока он не закрыл его снова. Построил мысленно плоскость его зрачка, провел перпендикуляр от его зрачка через центральный пост и уперся этот перпендикуляр в огромный красный вентиль над головой неподвижного боцмана. Я естественно молчал. Выждав 10 секунд глаз старпома закрылся. Все ясно. Надо идти читать.
На каждом клапане имеется шильдик с его названием, но что бы до него добраться, нужно перелезть либо через вахренного БИП либо через боцмана. Через боцмана безопаснее, решил я.
На БИПе стоял командир БЧ-7, который мог и линейкой параллельной треснуть за то что я старпома разбудил. Надо было пролезть мимо спящего боцмана.
В училище меня учили хорошим манерам и я усвоил что проходить вплотную к человеку нужно к нему лицом, а не жопой. Так я и полез.
Надо отметить что в море мы были в этот раз на чистом РТМе К-255.
• 1991 год и у боцмана был пульт не "Корунд"(как пишет Сережа), а "Шпат". Это очень важно. Особенность «Шпата» такова, что если лодку ставишь на автопилот, большие горизонтальные рули на автомат дифферента, носовые на автомат глубины, что бы снять рули с автопилота, достаточно легонько коснуться рукоятки управления рулей. И вот я протискиваюсь лицом к боцману, а жопой к Шпату. Тут выступающая часть моей жопы чего-то коснулась и раздался еле слышно слабый щелчок. Боцман проснулся, увидел меня
- "Чё тут делаешь!?"
- "Да я, вот, извините товарищ старший мичман....."
- "Иди отсюда", буркнул боцман.
Я быстро прочитал бирку на клапане "Аварийный клапан продувания ЦГБ5 пр.б" и выскочил из-за Шпата.
Боцман оглядел рули, крен, дифферент, глубину, все в норме и снова закрыл глаза. Не просек он только то, что носовые рули уже сняты с автомата глубины. А это и нельзя увидеть. Индикации нет.
А я стал лазить по центральному посту и читать все бирки на всех клапанах. Больше в этот день я решил никого не беспокоить. Лодка тем временем шла на глубине 100 метров. Жизнь шла размеренно, прерывали ее только получасовые доклады из отсеков.
И вот настало время этих докладов "Первый отсек осмотрен замечаний нет, глубина 10 метров". Доклады принимал старый инженер-механик Леонид Палыч
- "Какая глубина? Ты че там? От безделья совсем опух? Я щас найду чем тебя занять!!!", наорал на вахтенного Леонид Палыч.
Доклад вахтенного матроса был слишком малым основанием для того что бы задирать голову и посмотреть на глубиномер" Палыч продолжал принимать доклады из остальных отсеков. Тут надо отметить что на пульте ГЭУ (управления реакторами) ребята ушлые. Они всегда перед выходом в море один микрофон каштана в центральном заматывают кнопку изолентой, что позволяет им слышать все что происходит в центральном и потому их невозможно застать врасплох. Дошла очередь их доклада "Пульт осмотрен замечаний нет, глубина 10 метров". Доклад офицеров пульта был уже веским основанием что бы Леонид Палыч напряг шейные позвонки и задрал голову. Когда у ВИМа поднимается голова, у него автоматически открывается рот. Когда голова опускается, рот соответственно закрывается. Но на этот раз он не закрылся. Голова медленно повернулась влево в сторону неподвижного боцмана. Глаза налились кровью. ВИМ схватил со стола БИПа параллельную линейку и что есть дури треснул ей по маковке боцмана. Боцман взвизгнул как хряк на бойне, схватился за ручки рулей и в считанные секунды загнал лодку на глубину 100 метров. Тут в мастерстве боцману не откажешь, сделал он это мгновенно, без крена и дифферента. Хочу сказать, что эшелон глубин от перископной до 40 метров является опасным эшелоном. Можно протаранить рыбацкий сейнер или вайер трала намотать на винт если рыбаки поблизости. На этот раз пронесло.
Но что тут началось... Из штурманской рубки выбежал штурманенок и начал орать на боцмана грозным фальцетом. Со своего места соскочил старпом и стал искать чем бы кинуть в боцмана. При каждой попытке оправдаться он получал по лысой голове линейкой от БИПа.
Мне забавно было на все это смотреть. Всегда приятно наблюдать кипишь, когда ты тут не при чем. Я тихонько подошел, облокотился на мачту перископа и смотрел на красного как рака боцмана. И тут я заметил, что глаза его скосились в мою сторону и по его губам я прочитал беззвучное "Сволочь!".
Я абсолютно не понял этого пассажа. Стал медленно в голове прокручивать время назад как кинопленку. Вот я читаю надпись на клапане, вот я пробираюсь через боцмана.
Тут в моей голове прозвучал этот еле слышный щелчок. Меня как током из розетки дернуло. Мурашки пробежали по моему телу, ноги подкосились, я ухватился за перископ.
- "Что с тобой?", спросил старпом.
- "Да так. Ничего", еле ответил я.
- "Иди поспи".
Я покинул ЦП. Случай этот остался в секрете, в журналы естественно ничего не записывали, командир наш так ничего и не узнал. Боцман меня никому не вложил. Принял весь удар на себя. Спасибо тебе, боцман. А вообще, нефиг спать на вахте. Это хорошо, что рули от моей жопы качнуло на всплытие. А ведь под нами была глубина полтора километра.
В. Сугак
Взято здесь